Свято-Покровский храм села Качкаровки

Свято-Покровский храм, возвышающийся посреди села Качкаровки, — единственное в Бериславском районе культовое сооружение, построенное еще в первое десятилетие ХХ века. В отличие от других зданий, которые были превращены в спортивные залы, клубы, Качкаровская церковь выстояла все несогласия и сохранила до нашего времени все свое величие и красоту.

Сегодня является неоспоримым фактом того, что именно церковью, религиозными институтами христианского мира на протяжении всего тысячелетия формировались и утверждались те основы духовности, без которых немыслимо существование цивилизации на Земле. Не случайно мы обращаем ныне свои взгляды и помыслы в Храм — светоча и источники высочайших нравственных ценностей Божьих заповедей, гениальных в своей простоте и вместе с тем столь необходимых всем в жизни.

Вот таким источником духовности, своеобразным оберегом жителей Качкаровки стал храм Покрова Пресвятой Богородицы. Величественное и гордое здание расположено на холме в центре села, и купол, и колокольню видны даже на левом берегу Днепра, несмотря на то, что его ширина здесь достигает 8 километров. Хотя не сверкают они золотом, как скажем, киевские храмы, и своим совершенством и красотой Свято-Покровская церковь не уступает столичному

Говорят, что храм стоит на хорошем месте, где аккумулируется положительная энергетика Земли и Неба, другие утверждают, что церковь охраняет Богородица с Ангелами. Кто его знает, но то, что храм уцелел даже после попадания снаряда в колокольню – это неоспоримый факт. Очевидцы свидетельствуют, что от взрыва верх колокольни раскололся, поднялся и упал на свое место. Еще и сейчас видна эта трещина в середине колокольни.

Архивные документы свидетельствуют о появлении церкви Покрова Пресвятой Богородицы в начале 20-го века. Различные источники называют разные даты – 1910, 1911, 1912, а некоторые исследователи не согласны и с этими датами.

Храм построен по проекту А.И. Бернардацци, уже покойного к тому времени, очень известного архитектора, построившего много частных домов, в частности в Кишиневе и Одессе.

До наших дней дошел предание об истории основания храма Покрова Пресвятой Богородицы, рассказывающего о том, что когда великая императрица России Екатерина II в 1787 году путешествовала по Днепру в Крым, то останавливалась на передышку в Качкаровке. Как известно из истории, впереди процессии строились «потемкинские деревни», чтобы у царицы и иностранных послов, находившихся в составе делегации, сложилось положительное впечатление от юга страны. Была построена в Качкаровке небольшая церковка, чтобы, устав в дороге, императрица могла помолиться здесь, пообедать и отдохнуть.

А гораздо позже возле небольшой церкви было построено величественное строение современного храма. Мастера не слепо копировали византийские образцы, а дополняли их местными элементами, вписываясь в природный ландшафт. За основу храма в Качкаровке взят крестово-купольный тип храма. Основной чертой церкви является то, что внутреннее пространство, перекрытое сводом, в плане имеет форму креста, над средней частью которого возвышается один купол. С помощью подпружиненных арок и парусов купол и держится. Отсутствующие колонны, как и во многих храмах, это создает видимость пространства и широты. Этому помогает лазурный цвет свода. Построен храм из пиленого камня, говорят, привезенного из Одессы. Крыша покрыта листовым железом. На куполе 8 оконных проемов, в каждом наружном элементе тоже по 3-6 окон с шестиугольными оконными стеклами. Поэтому в дневное время храм не нуждается в дополнительном освещении. Купол снаружи зеленый, а внутри лазурно-голубой, изображающий небо. По четыре стороны нарисованы 4 евангелиста. Купол увенчан крестом во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Над входом в храм построена высокая колокольня в три яруса, на верхнем висят колокола. Они созывают верующих на молитву и возвещают важные части службы.

При входе в храм снаружи устроена паперть. Внутри храм разделяется на три частыми:

  • притвор,
  • собственно храм, или средняя часть храма, где стоят верующие,
  • алтарь, где совершает богослужение священнослужитель и находится самое главное место во всем храме – святой престол, престольная, где совершается таинство святого причастия.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, который состоит из нескольких рядов икон и имеет три врата. Средние врата называются царскими, потому что через них сам Господь Иисус Христос невидимо проходит в святых дорогах, Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителя. Над царскими братьями висит икона Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которой освящен храм. На территории церкви размещаются домики для приезжих верующих, помещения, где совершается обряд крещения, и дом, в котором проживает священник. В восточной части двора можно увидеть могилу, а на кресте высечено, что в ней покоится прах «строителя храма Илии». Прихожане ухаживают за могилой, правят панихиду в день святого Илии.

В 1894 году в церковь снова поступили пожертвования на сумму 274руб. 75коп. («Епархиальные ведомости», №8,1894 г.)

Сразу после октябрьского переворота власти начинают наступление на церковь. Все имущество было передано на баланс местного совета, то есть оно становилось собственностью государства. Ремонт верующие могли осуществлять за свой счет. Все религиозные процессии на улице без разрешения властей запрещались. Из Свято-Покровской церкви было изъято 28ф. 46 с., из которых первоначально было оставлено 10ф. 14с., которые изъяли повторно несколько позже.

На 21 марта 1923 года со всеми общинами, в том числе и Качкаровской, были заключены договоры, принимались Уставы религиозных общин, в которых отмечалось, что « допускать присутствия на собраниях, собеседованиях, докладах, чтениях или при преподавании догматов своей веры лиц моложе 18 лет, за что несут уголовную ответсвенность», «религиозное общество ликвидируется».

На 1 января 1926 года уже были лишены прав организовывать общину священники Бериславщины, среди них и священник Свято-Покровской церкви «Пухальский Михаил Павлович, 1867, украинец» и «Полтавчанка Сафон Иосифович, 1866, украинец, диакон».

Так постепенно церковь сходила на Голгофу. В ноябре 1923 все договоры ликвидировали, церкви закрывали, а священников репрессировали. Как вспоминает секретарь райкома комсомола 1929-1931 годов М.С. Ольховой, до 1930 года церковь в Качкаровке не трогали. «В ней исправно проводились богослужения. Со звонницы раздавался колокольный звон, как бы веселый секретарь райпарткома и председателя райисполкома.» Сам председатель райисполкома Ткачев был в церкви старостой.В конце 1929 года был конфискован дом священника Липского, стоявший напротив райкома партии, теперь в нем разместили райком партии и комсомола.

Из воспоминаний того же Н. С. Ольхового: «К концу февраля 1930 года было собрано свыше 70% подписей, что предостаточно оказалось для закрытия церкви. Президиум РИКа принял постановление: Качкаровскую церковь закрыть. Все начиние храма национализировать и передать сельскому совету для использования. Колокола, колокольни, золотая и серебряная посуда, кресты и прочее были отданы государственному банку, а парчевые ризы, покрывала, петли — сельскому райклубу для реквизита художественной самодеятельности». Церковь закрыли, а вот под клуб приспособить не удалось. Люди были недовольны. Появились церковные ходоки, собравшие подписи, чтобы вернуть церковь верующим. Они этого добились, и церковь снова открыла двери для прихожан.

Во время Второй мировой войны здание храма получило некоторые повреждения. Церковь во время оккупации бездействовала, немцы держали в ней зерно. После победы храм возобновил работу. А на месте крестов, которые были сбиты, свили гнезда аиста, и качкаровская детвора бегала смотреть, как аисты носят из плавней своим малышам гадюк, как они поднимали клекот, сдвигая своих детей из гнезда, чтобы те учились летать.

В конце 50-х годов XX века на средства Одесской епархии церкви был предоставлен ремонт; здание оштукатурили, покрасили купол, окна, двери, поставили кресты.

Со времен открытия церкви большинство служителей культа пользовались заслуженным авторитетом и уважением прихожан. Среди таких настоятелей документы называют Михаила Пухальского.

Одним из главных направлений деятельности церкви всегда было усиленное распространение образования и грамотности. В Качкаровке в 1894 году функционировала церковно-приходская школа, в которой обучался 41 ученик, в т.ч. 5 девочек.

Сохранились данные об экзаменах при Ново-Каменской церковно-приходской школе учениками из Качкаровской церковно-приходской школы. Это были крестьянские дети: 12-летние Антонина Алексеевна Иванченко, Анна Григорьевна Коваленко и 11-летняя Василиса Елисеевна Любенко (или Люберко), сдавшая экзамены со средним выводом «5», а с учетом даже «5+». В следующем году из качкарян выпускались 13-летние Ульяна Константиновна Проскура и Фекла Никитовна Савенко. Успехи их были от «5» баллов до «С» с двумя минусами (ДАХО,ф. 198, оп. 1,стр. 112). Дети устно сдавали Закон Божий, пение, церковно-славянскую грамоту, русский язык и исчисление, в письменном виде русский язык и чистописание. Принимали экзамены 8 человек: протоиерей, 4 священника, 3 учителя.

В советское время церковь не занималась обучением детей, школьникам запрещалось ходить в церковь. Только в 90-х годах XX ст. дети получили возможность посещать церковь. Отец Игорь организовал при церкви воскресную школу для детей. Они изучают Закон Божий, участвуют в церковных обрядах, их можно увидеть в деревне во время рождественских праздников.

З. Я. Будько, ветеран педагогического труда, директор Качкаровской ООШ 1983 – 2005 г.г.

Фото