Каменные вышиванки

Новая Каховка – молодой город на севере Таврии, созданный в 50-х годах прошлого столетия для строителей Каховского гидроузла. Все здания возводились по единому плану, на скорую руку, а поэтому получились однообразными и невыразительными. Тогда же в город приехал Григорий Довженко, последователь школы бойчукистов. Вместе с коллегами Довженко создал 80 уникальных резных панно, которые украсили стены всех домов и изменили лицо города. Позже советские издания критиковали Довженко за «архитектурные излишества». Сейчас его творения считают уникальным художественным явлением, которому уже современники дали название – «каменные вышиванки». Сейчас орнаменты под угрозой уничтожения – не только под воздействием времени, ни и из-за утепления домов и «осовременивания» фасадов. Силами местных жителей «каменные вышиванки» постепенно возвращают городу.

О строительстве Каховской ГЭС и Новой Каховки в 1958 году вышла кинолента «Поэма о море». Когда за несколько лет до этого известный писатель и кинорежиссер Олександр Довженко приехал в город писать сценарий будущего фильма, то был поражен серостью и унылостью тамошних застроек. Именно по его письменным просьбам Академия архитектуры направила в новосозданный населенный пункт группу художников и архитекторов, которые охотно взялись за отделку фасадов. Среди них был Григорий Довженко. Мастера работали до 1955 года, за это время удалось украсить каждое здание города: от жилых домов до школ и административных зданий, – всего около 180 зданий. По эскизам Довженко были созданы уникальные орнаменты, которые не повторяются.

В своих работах художник воплотил основные идеи бойчукистов (художников-монументалистов, учеников и последователей Михаила Бойчука). Это проявляется в простоте и схематичности традиционных фигур, переплетенных узорах с изображением птиц и растений, а также в идее популяризировать украинское искусство и сочетать красоту и обыденность.

Вместе с Довженко над созданием орнаментов работал сын Тарас и представители школы бойчукизма, в частности Олександр Мизин. Все панно получились крепкими, как камень, благодаря чему и сохранились до наших дней.

Секрет прочности — в особенном растворе штукатурки, рецепт которого изобрел и запатентовал Григорий Довженко. Роспись по сырому тыньку (штукатурке) на основе полихлорвиниловых синтетических смол значительно облегчал работу мастерам, ведь он застывал дольше, чем обычный.

Статьи в советских изданиях после 1955 года, посвященные Новой Каховке, характеризуют орнаментальные рельефы Довженко как ненужное «выцацковывание» (чрезмерное украшение), однако сейчас они имеют статус памятников архитектуры и пребывают под защитой местной общины и активистов.

Фото